Новость общества

Эксперты назвали продукт, с которым российскому алкогольному рынку грозит перенасыщение

Эксперты назвали продукт, с которым российскому алкогольному рынку грозит перенасыщение

Фото © «Московская газета»

08.12.2022 в 17:59:00
2893

Если увеличился спрос, производитель найдёт способ его удовлетворить, несмотря на экономическую ситуацию, говорят собеседники «Московской газеты» в алкогольной отрасли

Производство алкоголя в России, по данным Росалкогольрегулирования, увеличилось на 12%. «Московская газета» обсудила с экспертами, как обстоят дела с импортозамещением у российских производителей алкоголя и почему в России стали больше пить.

О причинах увеличения производства алкогольной продукции в РФ в 2022 году рассказал «Московской газете» директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

«Во-первых, сократились запасы импортной продукции, население частично переключается на российскую. Во-вторых, 2022 год — год социально-экономического кризиса. Обычно в кризис растёт на 5-6% потребление крепкой алкогольной продукции и падает потребление пивной, винодельческой и слабоалкогольной продукции. В этот кризис — растёт всё. Потому что стало больше потребителей алкоголя, как в реальном, так и в условном выражении. Несмотря на частичную мобилизацию и отъезд населения, спрос на алкоголь увеличился, потому что в страну въехало определенное количество мигрантов и беженцев. Также увеличил потребление алкоголя российский средний класс, который и выпивает у нас весь импортный алкоголь. В 2021 году средний класс жил в реальности, в которой мог два раза в год отдыхать за рубежом. Теперь он выпивает здесь. Соответственно, увеличивается и производство алкоголя. В пандемию, наоборот, на треть вырос импорт алкоголя в Россию, чтобы обеспечить в этой потребности средний класс. Сейчас другая ситуация: когда на продукцию увеличивается спрос, производитель «вывернется наизнанку», но выпустит больше», — сказал Вадим Дробиз.

Как тогда соотнести это с недавним заявлением президента России Владимира Путина о необходимости борьбы с ростом потребления алкоголя в России?

«Президент говорил, что дело здесь не в запретах, а в уровне жизни людей, в качестве культуры досуга, — отметил собеседник издания. — Никогда Россия не пила больше, чем в среднем пьют по Западу. Мы просто слишком много об этом рассказывали и сложили о себе образ пьющей страны. А у нас пьют только определённые социальные группы. Пили и будут пить дальше».

В целом, алкогольная отрасль в России не испытывает проблем из-за текущей экономической ситуации, рассказал «Московской газете» руководитель центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин:

«У нас много ликёро-водочных заводов, некоторые даже простаивают, не загружают на полную мощность. Так же всё в порядке с этикетками и иными комплектующими при производстве алкогольной продукции. Весной были проблемы с красками, всё наладилось».

Как рассказал эксперт, импортозамещение касается не только средств производства, но и самих напитков. Правда, не без использования импортного сырья.

«Мы научились импортозамещать виски, ром, джин, — говорит Павел Шапкин. — Джин — это к тому же наша экспортная позиция. В прошлом году джина было отправлено в Бразилию рекордное количество. Это низкоценовой продукт, с которым вполне можно выйти на мировой рынок. Ничего мудрёного в этом напитке нет, просто можжевеловая настойка, с производством такого напитка у нас может справиться почти каждый ликёро-водочный завод. Импорт рома в Россию упал всего лишь на 15%. В целом, как возили, так и возят, это те страны, которые никаких санкций нам не объявляли. А что касается виски, то это именно импортозамещение за счёт розлива зернового дистиллята, который можно гнать из Шотландии. Весь виски в ценовой категории порядка 500-1000 рублей, что стоит на полках — это российское производство. В связи с этим я думаю, что рост выпуска алкогольной продукции в России продолжится и в следующем году. Заводы или уже начали, или рассматривают перспективы выпуска виски. Но вот технологией выдерживания виски мы пока не владеем. С российского рынка ушли крупные компании, такие как Baccardi или Martini, но это только их решение. Вообще, в той же Шотландии — масса производителей виски. Виски производят и в Италии, Испании, Франции. И все смотрят на карту мира, видят там Россию, страну, которая неплохо выпивает, и хотят попасть на этот рынок. Конечно, вряд ли речь здесь может идти о виски 12-летней выдержки. Ценовой сегмент в пределах 1000 рублей за бутылку, остальное — вряд ли».

Вероятно, по такой же схеме будет происходить имортозамещение текилы, заметил Павел Шапкин: «В Мексике запрещено эскпортировать стопроцентный дистиллят агавы. Но его можно наполовину разбавить. А по параллельному импорту уже разрешено ввозить в Россию альтернативные бренды. Есть крупнейшие мировые бренды текилы, а есть множество малоизвестных».

По части водки российскому алкогольному рынку грозит перенасыщение, потому что её некуда девать уже даже на экспорт, заметил собеседник издания.

«Что касается игристых вин, рост спроса на них — это общемировая тенденция. Сейчас бешеный спрос на итальянское игристое, французское, востребовано даже английское шампанское. Рост потребления слабоалкогольных коктейлей — тоже мировая тенденция. Они вытесняют пиво, хотя потребление пива тоже выросло», — сообщил Павел Шапкин.

Похоже, дела у алкогольной отрасли и правда идут в гору. При этом президент России Владимир Путин не так давно говорил о необходимости борьбы с высоким уровнем потребления алкоголя в России.

«Президент правильно говорил, что ограничительные меры в этом направлении, имевшие некоторый эффект, устарели и не действуют. В этой связи я бы обратил внимание на наше телевидение: алкоголь там бьёт все рекорды, несмотря на то что в России принят закон об информации, которая может принести вред здоровью детей, их физическому и психологическому развитию, и де-юре действует с 2013 года. Но телевидение с 4 утра до 23 вечера демонстрирует потребление алкоголя. И пока это так, ничего не изменится», — считает представитель отрасли.

Пока текущая экономическая ситуация такова, какова есть, бороться с употреблением алкоголя нет смысла?

На этот вопрос собеседник «Московской» ответил, уйдя в сторону от собственно экономической темы: «Надо бороться с причиной, а не следствием. Все ограничения по алкоголю должны быть направлены на подрастающее поколение. Взрослый человек может бросить под влиянием обстоятельств, а разнообразные «страшилки» по поводу алкоголя на взрослых людей не действуют. На детей же действует, в первую очередь, пример родителей. Пока родители весело пьют на всех праздниках, в том числе на праздниках собственных детей, пока половина разговоров у них об алкоголе, говорить что-либо детям бессмысленно. Надо обратить внимание родителей на то, что, демонстрируя потребления алкоголя в присутствии детей или говоря при них об этом, они совершают административное правонарушение».

В массовой культуре, в любимых россиянами фильмах, будь то комедии Гайдая или фильмы про войну, алкоголь упоминается и присутствует постоянно, отметил эксперт.

«Я даже писал по этому поводу телеканалам. Писал также в Союз кинематографистов. Мне ответили на это в письме, что я ничего не понимаю в искусстве. В наших фильмах, конечно, очень вкусно пьют водку», — заключил Павел Шапкин.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
алкоголь, экономика, продукция, Росалкогольрегулирование
Поделиться
Похожие новости