Новость общества

В России заговорили об объединении некоторых регионов: чего ожидать

В России заговорили об объединении некоторых регионов: чего ожидать

Фото © «Московская газета»

01.05.2024 в 16:53:00
3461

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв рассказал «Московской газете» о том, почему возможно укрупнение российских регионов в обозримом будущем и когда регионам выгодно, а когда невыгодно объединяться. Политолог Константин Калачёв считает, что в вопросе объединения регионов нужно учитывать мнение населения, поскольку даже такой, казалось бы, слабый регион, как Еврейская автономная область, может иметь свои резоны оставаться самостоятельным. Политологи разобрали наиболее вероятные сценарии объединения конкретных регионов. Руководитель издания «Акценты» Антон Чаблин полагает, что назрела необходимость продолжить реформу укрупнения регионов 2005-2008 гг.

Центр поддержки гражданских и общественных инициатив (ЦПОГИ) проанализировал сценарии объединения российских регионов в 2024-2025 гг., сообщили «Акценты».

Объединение регионов происходит только через процедуру референдума, отметил в разговоре с «Московской газетой» политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачёв.

«Будут ли желать этого объединения жители объединяющихся регионов? Очевидно, что центром условного Псковско-новгородского региона стал бы Новгород. Понравилось бы это населению Псковской области и псковскому начальству? Захотели бы жители региона, который в стародавние времена добивался независимости от Новгорода, такого притеснения? Объединение небогатого региона с чуть более богатым возможно разве что с целью сокращения расходов на аппарат управления. Но в этом моменте изначально заложены внутриэлитные конфликты», — сказал политолог.

А вот в Курганской области желающих присоединиться к богатой Тюмени или даже к соседней Челябинской области могло бы быть больше, размышляет Константин Калачёв:

«Курганская область — аграрный регион, и присоединение к богатому «соседу» можно обосновать. Возможно, существование Курганской области в том виде, в котором она сейчас, не имеет большого смысла. Что касается присоединения Орловской области, это история непонятная. Зачем? Чтобы снять с позиции губернатора соседнего региона? Гипотетически, можно присоединить Липецкую область к Воронежской. Раньше значительная часть территории Липецкой области была районами Воронежской области в том числе город Липецк. Становление Липецкой области как региона во многом связано с Новолипецким металлургическим комбинатом. Нет нужды объединять с кем-то Тамбовскую область, когда она вполне самодостаточный аграрный регион».

Возможно, жители Еврейской автономной области проголосовали бы за присоединение к Хабаровскому краю или Амурской области, считает политолог.

«Хотя ЕАО становится всё более самодостаточной за счёт связи с Китаем и приграничной торговли. На территории области находится комбинат, который работает в интересах китайской индустрии. Если население бедных регионов готово к присоединению к богатым, то готово ли к этому население богатых регионов? Работающий ГОК и мост с Китаем — это одна история, их отсутствие — другая. Отношения ЕАО с Китаем развиваются вполне динамично, и из дотационного региона ЕАО может стать самодостаточным. С другой стороны, ЕАО можно рассматривать как атавизм 30-х годов прошлого века, поскольку евреев там теперь проживает совсем немного», — сказал Константин Калачёв.

В вопросах объединения регионов, по мнению эксперта, нужно избегать «компанейщины», учитывать особенности региона и мнение населения.

«Люди из тех регионов, которые уже подверглись слиянию и поглощению, не всегда довольны результатом. Перед референдумом им обещали «горы золотые», а потом всё стало по-прежнему, плюс потеря субъектности. Семь раз отмерь — один раз объедини», — заключил глава Политической экспертной группы.

Целью объединения или укрупнения регионов в России могут быть экономическая стабилизация и экономия бюджетных средств, сказал «Московской газете» политолог, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв:

«Присоединяем к сильному и большому региону тот, что послабее, таким образом один регион берет на себя проблемы второго. В Советском Союзе это неоднократно было с колхозами и заводами. Когда «неуспешного» присоединяли «успешному», и средние показатели в итоге получались нормальные».

Объединение регионов «Тюменской матрёшки» (Тюменская область, Ямал, Югра) может вызвать конфликты, хотя в нём и есть финансовый смысл, считает Дмитрий Журавлёв.

«Когда по этой схеме пытались объединить Ненецкий автономный округ с Архангельской областью это закончилось скандально, — напомнил политолог. — Это опасно. Но позиции Минфина могут возобладать над интересами АП в этой ситуации. Такое объединение регионов приведет к резкой экономии социального бюджета. Если объединить неуспешный регион, который получает дотации из бюджета, с успешным, то уровень жизни в новом регионе будет выше, и дотации ему понадобятся меньшие. С точки зрения бюджета, это полезно».

Однако, по словам эксперта, вопрос о восприятии объединения населением регионов остаётся сложным.

«На Севере объединению «Тюменской матрёшки» не будут рады. Тем более не будут рады жители Псковской и Новгородской областей. Там веками спорят, «кто на ком будет ездить». Это всё равно что объединять Саратовскую область с Пензенской. Обе стороны будут искать в этом вопросе свою историческую правду. А в национальные регионы лучше вообще не лезть. С другой стороны, есть ещё вот какой момент: бывают экономически слабые регионы с очень хорошими недрами и поступлениями от налога на недра. Ненецкий автономный округ не хочет присоединяться к Архангельской области ещё и потому, что при маленьком населении в НАО прибыль на человека у них очень прилична. Другой пример — ЯНАО: небольшое население, а при этом 2/3 налогов остаётся в регионе. Руководители таких регионов борются за их самостоятельность», — пояснил директор Института региональных проблем.

С другой стороны, по словам собеседника «Московской газеты», присоединение к Москве вряд ли вызовет у какого-либо региона протест:

«Если бы существовала официально ожидаемая Московско-Петербургско-Казанская агломерация, о которой говорили несколько лет назад, все бы с радостью туда ринулись. Смысл агломерации именно в этом — легкое перемещение трудовых ресурсов в рамках одного региона. Раньше, в 30-ых годах прошлого века, в Московскую область входили почти все области нынешнего ЦФО, а нынешняя Московская область была Московским округом. Потом была административная реформа, и всё пришло к современному виду. Можно присоединить к Москве все окружающие регионы. Я думаю, все будут рады. Но будут ли рады москвичи?».

По мнению Дмитрия Журавлёва, объединение Крыма и Севастополя может пройти довольно легко, у регионов много общего, против может быть только их руководство.

«Если говорить о присоединении Орловской области, вопрос в том, кто к кому в этой ситуации будет присоединяться, кто в этой ситуации будет лидером. Если к Орловской области будет присоединён более сильный регион, он может начать возмущаться. Дело в том, что, когда область теряет статус области, значительная часть доходов её экономики уходит в региональный бюджет нового региона, и контролировать его будет губернатор нового региона. Зачем сильному региону, у которого всё хорошо, терять статус области, становиться частью нового региона и соответственно терять контроль над собственными доходами? Это не понравится бизнес-элитам, особенно среднему бизнесу, который в такой ситуации потеряет прежнее влияние», — заметил эксперт.

По мнению директора Института региональных проблем, несмотря на всевозможные сложности, укрупнение российских регионов произойдёт в интересах федерального бюджета.

«Минфин — самое сильное министерство в российском правительстве, и перед ним стоит задача минимизации трансфертов. Есть, как я уже сказал, и момент экономической стабилизации. «Прицепить» к Москве что-нибудь, что «само не плавает», полезно и для федерального бюджета, и для проблемного региона. Стоит отметить, что логичным было бы объединение Москвы и Московской области, поскольку границы между ними носят условный характер. Но Подмосковье делит вместе с Татарстаном 2-е место по уровню региональной экономики в России и поэтому не рвётся в Москву. При этом между столицей и областью сложилась уникальная ситуация наличия, по сути, двух губернаторов», — заключил Дмитрий Журавлёв.

«В постсоветской России были ликвидированы всего 6 регионов (все — автономные округа: Корякский, Коми-Пермяцкий, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский, Долгано-Ненецкий и Эвенкийский), — отметил в разговоре с «Московской газетой» руководитель издания «Акценты» Антон Чаблин. — Формально речь шла об объединении, хотя по факту все крошечные округа были просто присоединены к более крупным регионам. Эта реформа прошла в 2005-2008 годы. И, безусловно, сейчас снова назрела насущнейшая необходимость ликвидации таких же мелких субъектов — пережитков советской системы регионального устройства. Первые кандидаты — это Ненецкий автономный округ (самый малочисленный регион России, к тому же и так входящий в состав Архангельской области) и Еврейская автономная область (малонаселенный и экономически неблагополучный регион)».

Если говорить про «Тюменскую матрешку», то сценарий объединения сразу трёх богатых регионов кажется не таким вероятным, полагает Чаблин:

«Это может привести к такому же перекосу на Урале, как в советское время при существовании гигантского и трудно управляемого Дальневосточного края».

Объединение регионов необходимо прежде всего в Европейской части страны, которая слишком раздроблена, считает собеседник «Московской газеты».

«Руководствоваться здесь необходимо экономической целесообразностью, а мнение местных элит, если и стоит учитывать, то не в первую очередь. Сейчас не тот исторический период», — заключил руководитель издания «Акценты».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
регионы, объединение, Россия, города
Поделиться
Похожие новости